Перейти к контенту

Главное меню:

Интервью с Чиба-сэнсэем

Практика > Содержание практика

千葉和雄
Казуо Чиба

Т.К.Чиба родился 5 февраля 1940 в Токио. В 14 летнем возрасте он начал серьезное обучение дзюдо в Международной Академии Дзюдо. В 16 лет он так же начал изучать каратэ Shotokan . Неудовлетворенный этими боевыми искусствами он начал искать БИ, которое бы удовлетворило его полностью.

В 1958 он познакомился с
Айкидо и начались семь интенсивных лет совместной жизни и иследования этого Боевого Искусства как uchideshi с основателем Айкидо Морихеем Уесибой в Aikikai Hombu Dojo. Чиба стал близким учеником Уесибы, путешествовал с ним как его личный помощник во время большей части этого семилетнего периода.

В это время, он также изучил Iaido. К 1960г. Чиба-сэнсэй получил 3 dan и ему было поручено основать в г.Нагоя отделение Aikikai Hombu Dojo и быть его инструктором.

В 1962 он получил 4 dan и начал преподавать так же в Aikikai Hombu Dojo. В период трех лет, в течение которых он так же преподавал во многих местных университетах, Чиба-сэнсэй закончил своё обучение как uchideshi и получил 5 Дан.

По рекомендации Морихе
я Уесибы, Т.К. Чиба в 1966г. переехал в Сандерленд, Англия. Затем он переезжает в Лондон, где в 1967 он организовал Лондонский Aikikai. В 1968 он сформировал Aikikai Великобритании (позже переименованный в Британскую Федерацию Айкидо ) с Лондонским Aikikai во главе организации.

В 1970 он получил 6 dan и был награжден названием Shihan.
В 1975 Чиба-
энсэй возвратился в Японию, чтобы служить Секретарем Международного Отдела в Aikikai Hombu Dojo. В это время он практиковал дзэн в Префектуре Сидзуоки.
В 1981 Чиба
-сэнсэй принимает приглашение от Федерации Айкидо Соединенных Штатов переехать в Сан-Диего, Калифорния, где он открывает Сан-Диего Aikikai.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это интервью впервые увидело свет в издаваемом в Великобритании журнале "Fighting Arts International" (N70, 1993). Интервьюер - Артур С. Локиер (Arthur C. Lockyear), один из наиболее преданных учеников Сэнсэя.

Вопрос: Сенсей, расскажите пожалуйста как вы начали заниматься Айкидо?

Ответ: В детстве я очень интересовался боевыми искусствами и твердо решил серьезно заниматься как минимум одним из них. Я начал заниматься Дзюдо, а через четыре года перешел в Карате.

В: Вы тренировались в штаб-квартире Сотокан. Расскажите подробнее о тренировках?

О: О, мне там очень нравилось. Атмосфера во время тренировок была очень мощной по энергетике. Главным Инструктором тогда был Накаяма Сенсей, однако мне несколько раз посчастливилось увидеть Мастера Фунакоси Гитин. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате за год до того, как умер Мастер Фунакоси и очень хорошо помню большую прощальную церемонию, организованную по этому поводу.

В: Кто-нибудь из современных Мастеров Сотокан занимались в то же время, что и вы?

О: Да, Нисияма Сенсей, Окадзаки Сенсей и Канадзава Сенсей. У Канадзава Сенсея тогда был 1 Кю или 1 Дан, я точно не помню. У Асано Сенсея был тогда 3 Кю. Да, Касе Сенсей тоже тогда занимался.

В: А вы можете сказать что именно заставило вас начать изучение Айкидо?

О: Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я попал на соревнования и должен был выступать против Старшего ученика в нашем додзе, по-моему обладателя 2 Дана. Я его победил, а после этого он подошел ко мне и сказал: "Ты забрал у меня Дзюдо, но у меня все равно осталось Кендо". Это был вызов. Мы вышли на улицу. Он дал мне боккен, а сам взял себе Кендо синаи (бамбуковый меч для тренировок). Когда мы начали, я не смог до него даже дотронуться, а он покрывал мое тело звучными ударами.

Я был весь покрыт синяками и очень крепко задумался над значением Будо. Я хотел найти боевое искусство, которое было бы эффективным в любой ситуации - есть ли у противника оружие, или нет. Поэтому я решил стать учеником Мастера Уесиба - основателя Айкидо. Я пошел прямо в Хомбу Додзё (Главное Додзе), но у меня не было рекомендательного письма - обязательного условия для приема. Я пришел в Хомбу и попросил о встрече с О-Сенсеем. Они сказали, что его нет и я должен уходить. Я так хотел быть учеником О-Сенсея, что решил дождаться его возвращения. Я сел в саду Додзё и стал ждать. Когда в конце третьего дня вернулся О-Сенсей, ему рассказали о сумасшедшем, который очень хочет его увидеть. О-Сенсей приказал привести меня.

Меня довели до дверей его комнаты и попросили подождать. Когда дверь открылась я увидел Мастера Уесибу. Наши взгляды впервые встретились - я никогда не забуду этот момент! Я не знал что делать, поэтому я только поклонился так низко, как я только мог. О Сенсей сказал мне: "Заниматься боевыми искусствами очень трудно. Ты выдержишь?". Я ответил, "Да, Сенсей" и был принят в качестве ути деси Мастера Уесиба.

В: Вы сразу начали тренироваться?

О: Нет, в начале мне не разрешалось тренироваться. Я должен был убирать додзе и другие помещения Хомбу, а в дополнение к этому стирать, ходить в магазин, выполнять роль администратора и заботиться о семье Мастера. Также я должен был работать в поле. С некоторых пор мне было разрешено присутствовать на тренировках, а уж затем и присоединиться к занимающимся. Никто не учил меня, я должен был учиться сам. К счастью, я уже умел выполнять укеми и обходился без травм. Я решил стать очень хорошим ути деси О-Сенсея и старался узнать у него как можно больше. Это было лучшее время в моей жизни! Я помню, что в присутствии О-Сенсея всегда была особая атмосфера. Когда он сидел, гулял, показывал движения все вокруг становилось прекрасным. В каком бы положении он не был, он никогда не "открывался". Его глаза были почти золотыми, а не черными как у всех японцев.

В: Роль ути деси должно быть очень тяжелая?

О: В каком-то смысле это была постоянная битва. Мы вставали очень рано для того чтобы работать и тренироваться и очень часто я долго не ложился спать, чтобы дождаться пока закончит работу в офисе Вака Сенсея (сына О-Сенсея - Киссомару Уесиба). Это было так изматывающе, что часто я доходил чуть ли не до нервного срыва. Мне мерещились странные вещи - каждую ночь ко мне приходил призрак, то ли мужчина, то ли женщина. Тогда я не понимал как близок я был к нервному помешательству, но теперь то я это прекрасно понимаю. Призрак приходил перед тем как я засыпал. Я чувствовал его присутствие. Потом он наваливался на меня и под его тяжестью я не мог пошевелиться. Позже я нашел способ, как с ним бороться - я брал с собой в постель боккен и когда он появлялся, я сильно сжимал оружие в руках. Это помогало. Я думаю причиной всего этого было мое истощение.

В: Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Амура Сенсеем. Не могли бы вы повторить ее для читателей "Fighting Arts"?

О: Однажды после тренировки несколько учеников остались на татами чтобы попрактиковать Дзюдо рандори ("свободная работа"). Я стоял в коридоре и наблюдал за ними. Один из учеников пригласил меня присоединиться к ним. Я был удивлен - они все были очень "слабы". Я постоянно бросал одного из них - обладателя 3 Дана по Дзюдо и Айкидо. Тогда Мастер, Тамура Сенсей подозвал меня и пригласил тренироваться с ним. Вдруг "бум!" - Тамура Сенсей сильно ткнул меня в живот. Тогда я многое осознал о значении постоянного контроля над дистанцией и положением тела. Я уверен, что Тамура Сенсей один из наиболее великих учеников О-Сенсея. Я от него многому научился.

В: О ком бы вы хотели еще вспомнить? Может быть о Сайто Сенсее?

О: Да, он великий Мастер. Каждый раз, когда он приезжает в США, я приглашаю его провести тренировки в моем додзе. Я видел с какой ответственностью он всегда относится к тренировкам и могу сказать, что подобного я не видел ни у кого. Я очень ценю работу Сайто Сенсея.

В: А что вы можете сказать о Дошу:преемнике О-Сенсея?

О: Киссомару Уесиба Сенсей отвечал за мои тренировки в Хомбу. О-Сенсей жил тогда в горной части Ивате и лишь изредка приезжал в Хомбу Додзе. Развитие Айкидо после войны - результат тяжелой работы Дошу. Его Айкидо очень красивое.

В: А Мастер Коити Тохей из Ki Society?

О: Да, Тохей Сенсей очень хорош. Он небольшого роста, но очень мощный. Как-то я наблюдал, как он принял вызов от человека, занимающегося борьбой.

В: Борца Сумо или западного стиля?

О: Западного стиля. Два брата - немца, по-моему из Аргентины. Они были просто могучими. Им пришлось очень сильно нагибать головы, чтобы не стукнуться при входе в Хомбу Додзе. Это был единственный раз, когда О-Сенсей разрешил принять вызов в Хомбу. Эти двое ездили по миру со съемочной группой и вызывали на бой Мастеров разных школ боевых искусств. До этого они были в Кодокан (штаб-квартире Дзюдо), но там их никто не смог победить. Поэтому они бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они приехали, я встретил их и провел внутрь. Внутри были О-Сенсей, Киссомару Уесиба и Тохей Сенсей, который был тогда Главным инструктором Организации. О-Сенсей назначил Тохея начинать первым, так как он был очень сильным. Борец встал в низкую стойку, выставил перед собой руки и долго ходил кругами вокруг Тохея Сенсея. Тохей Сенсей был расслаблен и просто следовал за движениями противника. Неожиданно борец оказался запертым в углу. Как только он начал движение Тохей подскочил к нему, бросил на пол и зафиксировал тому голову. Тохей Сенсей "пригвоздил" его рукой, а вы наверное слышали какой мощью обладает его рука ( расширение "лезвие меча"). Парень не мог шевельнуться, а его брат отказался даже пытаться. Очевидно в Кодокан им посоветовали не пытаться захватывать Мастеров Айкидо, поэтому-то он так долго и кружил вокруг Тохея Сенсея.

В: С такими друзьями никакие враги не страшны. Раз уж мы говорим о вызовах, не могли бы вы рассказать о ваших распрях с господином Вонгом (Wang), Мастером Тай Цзы из Китая?

О: Кто вам об этом рассказал, наверное г-н Коттье (Cottier)?

В: Возможно, но я лучше не буду говорить кто:

О: (Смеется) Ладно, в начале 60-х годов в Токио был большой показ боевых искусств и Мастер Вонг представлял Тай Цзю Цуань. Он был родом с Тайваня. Позже он стал довольно знаменит в Японии. В конце показа перед ним выстроились в ряд несколько занимающихся Карате и каждый ударял ему в живот. Ему было хоть бы что. Меня это не поразило. Я бы ударил по другому. (При этом Сенсей показал одновременный удар в пах и лицо). Не важно, в общем двое из моих учеников занимались также Тай Цзю у г-на Вонга и были просто восхищены им и приглашали меня пойти с ними и посмотреть на него. Однажды я принял предложение и пошел посмотреть на его тренировку. В додзе ученики познакомили нас и он вежливо попросил меня показать что-нибудь из Айкидо. И хотя его слова звучали очень мягко - это был вызов! Мы встали друг против друга и г-н Вонг принял стойку, очень похожую на стойку в Сумо - с вытянутыми вперед руками. Я стоял и ждал когда он "откроется". Это продолжалось несколько минут, пока он наконец-то не стал приближаться ко мне с намерением толкнуть. Я встретил его, сделал Таи Сабаки и захватил его запястье с помощью Коте Гаеши, при этом раздался громкий хруст. Не смотря на то, что я применил Коте Гаеши и травмировал его, он не сдался. Мастер Вонг вырвал из захвата руку и вновь атаковал меня. На этот раз он толкнул меня в живот двумя руками и я отлетел в сторону. Я упал, но тоже не сдался. Это был великолепный бросок. После этого наши ученики встали между нами.

В: Как получилось так, что вас отправили в Англию?

О: В 1964 году, во время проведения в Токио Олимпийских Игр, известный Мастер Дзюдо Кенсиро Аббе Сенсей посетил Хомбу, чтобы выразить уважение О-Сенсею. Он попросил О-Сенсея прислать в Британский Совет по Дзюдо (BJC) молодого и одухотворенного инструктора для развития Айкидо в Англии. Я должен был ехать в Нью-Йорк помогать Ямада Сенсею, но О-Сенсей решил послать меня в Англию.

В: Почему вы вначале выбрали северо-восток страны?

О: Мой спонсор, г-н Логан занимался бизнесом в Ньюкастле, поэтому я и поехал туда. Во время моей поездки что-то стряслось в BJC и они не могли работать со мной. Г-н Логан вынужден был платить мне зарплату - это было трудное время. На северо-востоке я присвоил первые Даны - г-ну Пэту Батлеру, г-ну Фреду Дженкинсу и г-ну Рону Майерсу.

В: Да Сенсей, я тренировался у всех этих людей в течение нескольких лет, Дольше всего у Рона Майерса. Во время вашей поездки из Японии в Англию у вас, по-моему, было какое-то происшествие...?

О: Да, когда мы пересекали экватор, на корабле был устроен праздник. Меня попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на борту никто не был знаком с Айкидо и не мог выступать в роли партнера.

В: А может кто-то и был, но решил промолчать!

О: (Смеется) Да, может быть. В общем одного матроса попросили помочь мне и атаковать меня с ножом. В Хомбу Додзе во время тренировок с ножом, используется "честная" атака, этот же человек подбирался ко мне нагнувшись и постоянно перекладывая нож из руки в руку. Трудность была в том, что в момент атаки я бы не знал в какой руке у него оружие. Поэтому, когда он приблизился, я выполнил Гедан Бараи обеими руками и мог теперь отразить его атаку. Острие ножа прошло через Оби (пояс) и царапнуло кожу. Я применил технику и сломал его руку.

В: А какую технику вы использовали?

О: По-моему Катакатаме.

В: Блокировочные техники, такие как Гедан Бараи не часто используются в Айкидо. Обычно для отражения атаки используется плоскость руки:

О: Да, но не всегда у вас есть место для движения, поэтому иногда эффективнее применить блок.

В: Вспомните пожалуйста вашу последнюю встречу с О-Сенсеем перед вашим отъездом в Англию.

О: Мой брат и я приехали на такси в Хомбу Додзе перед тем как мне необходимо было ехать на корабль. Мы очень опоздали, из-за дорожных пробок в Токио. Это было очень плохо, т.к. ути деси всегда должен быть готов приехать и встретиться со своим учителем. Когда я приехал О-Сенсей ждал меня и сказал, что он очень рад тому, что я приехал попрощаться. Мой учитель угостил меня чаем и сказал, что я очень хорошо заботился о нем все эти годы и он желает мне удачи. Еще он сказал, чтобы я о нем не беспокоился, т.к. он доживет до 126 лет.

В: О-Сенсей шутил?

О: Нет, он был серьезен. Он дал мне Коан (одну из загадок Дзен) и только сейчас я ее понял.

В: Сенсей, в 1976 году вы вернулись в Японию. Я был последним, кому вы присвоили 1 Дан перед отъездом.

О: Да, именно поэтому я и вернулся домой! (смеется)

В: Как дела были в Хомбу, когда вы вернулись?

О: С Айкидо все было в порядке, но изменилась сама Япония и это мне не понравилось. Я получил работу в Международном секретариате в Хомбу Додзе, но она не доставляла мне радости. Одна бумажная работа и отсутствие времени для тренировок. Меня это не устраивало - я не клерк, а человек, занимающийся боевым искусством. Я покинул Токио и поселился в деревне. Я занимался сельским хозяйством и практиковал Дзадзен (медитации в положении сидя). Позже Федерация Айкидо США пригласила меня переехать в Сан Диего.

В: Можно вас спросить о ваших тренировках Иаидо?

О: Мне нравится Иаидо (искусство выхватывания меча). Я очень люблю работать с Катана. Японский меч близок мне по духу. Я практикую стиль Мусо Синден Рю, основанный Накаяма Накудо Сенсеем на рубеже 19-20 века. У О-Сенсея были очень хорошие отношения с Накудо. Раньше его ученики тренировались в Кобукан.

В: По-моему так раньше называлось Хомбу Додзе :

О: Да, вы правы. Был очень хороший обмен учениками. Старший ученик Хакудо Сенсея женился на дочери О-Сенсея. Одно время он был Всеяпонским чемпионом по Кендо.

В: Мне всегда казались очень полезными тренировки Иаидо, это почти как движения Дзен:

О: Да, в самом деле. Это очень хорошо для развития Дзаншин. Я всегда комбинирую Дзадзен с Иаи в своем додзе - 20 минут медитации, затем 10 минут вынимание меча, а затем снова Дзадзен.

В: Мне говорили, что во время Дзадзен вы в своем додзе включаете музыку, это правда?

О: Ну, не всегда. Мой Дзен мастер включал Баха или Бетховена когда мы сидели. Большое наслаждение. Вы можете очень глубоко погрузиться во время медитации, хотя это всегда зависит от того, какая музыка. Я не думаю что джаз для этого подходит. Мое додзе выходит на главную улицу Сан Диего и музыкальный фон позволяет отвлечься от звуков извне.

В: В течение последних 20 лет я имел честь тренироваться у нескольких учеников О-Сенсея - во-первых конечно у вас, а также у Секия, Тамура, Канаи. Вы все очень разные. Как вы это можете прокомментировать?

О: Я думаю, Айкидо намного шире других боевых искусств. Оно позволяет тренироваться всем вместе. Общение, происходящее на татами, лишь часть Айкидо.

В: Вам не кажется, что каждый из вас представляет одну грань Айкидо О-Сенсея?

О: Да, я думаю это именно так.

В: Некоторые говорят, что О-Сенсей был очень добрым и мягким стариком, другие наоборот настаивают на его строгости и суровости. Кто прав?

О: Для него было вполне естественно быть добрым, чутким и миролюбивым с простыми учениками и иногда очень сурово относиться к ути деси.

В: Почему вы столько внимания уделяете тренировкам с оружием?

О: В основе Айкидо лежит принципы обращения с мечем, традиционные для Японии. В Айкидо движения нашего тела это движения воина, вооруженного мечом. Оружие очень важно в тех стилях, которые проповедуют наступательные тренировки - Рандори в Дзюдо, Дзию Кумите в Карате. Оружие помогает развивать боевой дух, а также такие аспекты, как концентрация на центре, дистанция, расчет времени и др. Мы также можем проводить прямые аналогии при выполнении базовых техник, дыхании на расширение, использование бедер и др.

В: Могу я спросить об истории Айкидо - однажды О-Сенсей был приглашен преподавать в Кодокан основателем Дзюдо Др. Дзигоро Кано. Он принял это предложение?

О: В то время Кано Сенсей пытался объединить традиционные виды японских боевых искусств для их сохранения. Вот почему он пригласил О-Сенсея преподавать в Кодокан. Но О-Сенсей отказался. Он считал, что Айкидо и Дзюдо так сильно отличаются друг от друга, что занятия не следует проводить в одном месте. Вместо этого Др. Кано прислал троих своих старших учеников для обучения у О-Сенсея - Мастер Мотидзуки, Мастер Мурасиге и еще один, не помню как его звали. Они тренировались у О-Сенсея, но скоро все вернулись в Кодокан к Др. Кано.

В: Третьим был случайно не Томики Сенсей?

О: Нет, Томики Сенсей пришел позднее. Он объединил Айкидо и Дзюдо - использовал Айкидо при необходимости вести борьбу при достаточной дистанции и Дзюдо при небольшой Мааи. Я не разделяю эту идею, но Томики Сенсей был действительно очень хорошим мастером и джентльменом.

В: Я слышал, что у О-Сенсея в Японии есть двоюродный брат, практикующий боевые искусства. И он все еще жив!

О: Да, это Мастер Хоген Иноуе. Их сходство с О-Сенсеем просто поразительно. Сейчас он конечно очень стар, но одно время его Айкидо не на много уступало Айкидо О-Сенсея. Сейчас он называет свой вид Будо "Таива Синдо" (Taiwa Shindo).

В: Мастер Сотокаи Карате Мастер Сигеру Егами, учитель Иарада Сенсея, был учеником Иноуе Сенсея. Я слышал, что когда они впервые встретились, между ними что-то произошло.

О: Вам нужно спросить Харада Сенсея об этом случае. Мы с Харада Сенсеем очень хорошие друзья. Он великий Мастер Карате.

В: Где-нибудь кроме случая на корабле и Мастера Вонга вам приходилось применять свое знание Айкидо за пределами додзе?

О: Однажды в Японии грабитель напал на меня с ножом. Он метил в живот, поэтому я блокировал его с помощью Гедан Бараи и сломал его руку с помощью Ката Катамае. В другой раз, мы с Норо Сенсеем пошли в ночной клуб в Париже. Я сидел в одной комнате, а Норо Сенсей в соседней комнате играл в карты. Вдруг я услышал ужасный шум из соседней комнаты и пошел посмотреть что там происходит. Там была драка. Пожилой господин лежал на полу, а молодой человек избивал его ногами. На полу было много крови и все это было очень ужасно. Я думаю, он бы его убил, поэтому Норо Сенсей сказал мне: "Тиба, разберись с этим!". Сам он не хотел ввязываться (смеется). Я остановил этого парня и спросил его о чем тот вообще думает. Он говорил по-французски, поэтому мы друг друга не понимали. Я потянул его наружу и тут что-то произошло. Мое тело среагировало и я бросил его с помощью Осото Гери (техника Дзюдо). Он сильно ударился о землю и я услышал звон металла. Тогда я осознал, что он вытаскивал нож. В тот момент я реагировал бессознательно. Этот парень оказался грабителем с Пигаля и никто не мог его остановить. Он был здесь всем хорошо известен:но не мне! В принципе, не важно кем он был.

В: Что-нибудь еще?

О: Когда я вернулся из Англии в 1978 году, один человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, не смотря на то, что он очень настаивал.

В: Он был приверженцем Карате?

О: Никто не знает, чем он занимался. Как я уже сказал, он был очень настойчив и один раз в несколько недель возвращался, для того чтобы повторить вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы не принимаем вызовы. Мне кажется у него было не все в порядке в головой. В конце концов
, он мне надоел и я лично принял его вызов. Мы договорились о встрече. Я настоял на том, чтобы мы обменялись бумагами, удостоверяющими, что мы идем на это добровольно и претензий к сопернику в случае травм не будем иметь. Я сказал ему, что являюсь учителем боевых искусств и готов умереть. Мы встретились и я начал атаковать первым. Я приблизился к нему и ударил. Он отлетел к стене, но когда я стал подходить к нему, он прыгнул на меня, как тигр, но я остановил его с помощью Никке. Ему уже было достаточно. Он лежал на полу в крови и кричал. Это был его последний вызов нам. По-моему он не ожидал, что практикующий Айкидо начнет атаку первым.

В: Подводя итоги нашего разговора, я хочу спросить вас о двух разных вещах - Атеми и соревнованиях в Айкидо.

О: Я считаю, что Атеми (удары в слабые анатомические точки) очень важны в технике Айкидо. Этому обычно не учат на тренировках, но лично я этому учу. В Айкидо нет соревнований т.к. это не позволило бы заниматься Айкидо такому большому количеству людей. Цель Айкидо - дать возможность как можно большему числу людей - мужчинам и женщинам, молодым и старым, сильным и слабым - развивать свой внутренний потенциал в ходе совместных тренировок.

В: Какое качество вы считаете наиболее важным для практикующего Айкидо?

О: Искренность.

В: Тиба Сенсей позвольте поблагодарить вас от лица всех читателей "Fighting Arts" за то, что нашли время для беседы со мной.

© Перевод Сергея Ушаковского
Источник: http://www.kisc.kz/~korshunoviv/iv3.html?/

~korshunoviv/books/sisomuiku.html


Назад к содержимому | Назад к главному меню