Перейти к контенту

Главное меню:

Отправная точка в практике

Практика > Продолжающим > Вопрос инструктору-содержание


Что взять за отправную точку своей практики - то, что было завещано основателем, или же то, чем было Айкидо в разные периоды своего развития.
Другими словами: должны ли мы, занимаясь Айкидо, следовать тому, что О-сенсей говорил и делал в конце своего Пути.
Или же нам необходимо придти к своему собственному пониманию, а может быть и формам Айкидо?

Vadim vmatskevich@msn.com



На вопрос отвечает президент Федерации Айкидо Ставропольского края, Ханин Андрей Борисович.


За отправную точку своей практики необходимо взять правило: с полной искренностью, открытостью, терпением и самоотдачей следовать за своим Учителем. Основатель Айкидо завещал нам Искусство Мира, а искусство - это, прежде всего творческая самореализация личности по законам красоты. Айкидо постепенно раскрывает нам законы красоты, здоровья, боевой эффективности, психологии общения, жизненной мудрости. Айкидо - это не техники формальных движений, Айкидо - это особое состояние мира и гармонии в любой технике, в любой форме. Метод освоения Айкидо - практика форм самозащиты от агрессии. Методика обучения от новичка до мастера включает в себя 4 периода развития, которые отражены в жизни Морихея Уэсиба.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - следование традиции избранной школы боевого искусства. От ученика требуется соблюдение дисциплины, терпение, аккуратность, чистота, скромность. Сегодня, благодаря Годзо Сиода в школе Ёсинкан, можно увидеть технические элементы Дайто Рю Айки Дзюцу такими, какими начинал практиковать Морихей Уэсиба с 1915 года. Этот период жёсткого подчинения личности дисциплине и строгого следования фиксированной форме обязателен для начинающего, стремящегося к мастерству в боевом искусстве. Школа Ёсинкан востребована в среде военных и полицейских, очевидно почему. Сенсей Минору Канецука аттестован на 2 дан Ёсинкан.

ВТОРОЙ ПЕРИОД - создание собственного стиля самозащиты на основе личного жизненного опыта. Процесс болезненного разрушения формальной оболочки, восторг новых открытий, чувствование внутреннего содержания техник. Творческий восторг Коичи Тохея, реализованный в его школе Ки Айкидо, ярко демонстрирует период поиска Морихея Уэсиба с 1942 года: содержание заполняет форму. Для этого периода характерен постоянный поиск выхода из затруднительных положений, спонтанное смешение форм, протест и вызов одновременно. Происходит процесс накопления бесценного личного опыта. Впервые ученик знакомится с духовной стороной практики в форме зрительных образов, созерцая внутренних врагов в себе самом. Требуется мужество бросить вызов самому себе: борьба и противостояние продолжается.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - мастерство есть смена привычного действия на противоположное. Достигнутый уровень технического мастерства не устраивает. Продолжительный стаж занятий и богатый жизненный опыт стимулируют развитие интуиции и духовного видения мира. Тренировка становится жизнью, а повседневная жизнь - тренировкой. Морихей Уэсиба этот период своей практики называл Такемусу Айки - спонтанная импровизация и свободное творчество. Айкидо - школа воинского искусства, в которой воспитанно огромное количество достойных мастеров Такемусу Айки: Мицуги Саотоме, Морихиро Сайто, Сейсиро Эндо, Минору Мочидзуки…На семинарах Минору Канецука, меня всегда восхищает фантазия и творчество мастера, который доступно и ярко обыгрывает подвесной канат, шведскую лестницу, упавший женский платок, полотенце, стул, стол…Каждый семинар запоминается на всю жизнь, каждый семинар и есть сама жизнь, какой мы её делаем - радостной, дружелюбной, эмоциональной, творческой. Минору Канецука имеет 7 дан Айкикай Хомбу Додзё.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД - мастерство есть стабильность результата. Последние годы жизни О-сенсея характеризуются созданием стихов, практикой каллиграфии, чтением лекций. Сёбу Айки - гармоничное единство слов и дел в повседневной жизни, мудрость и простота, скромность и безыскусность. С некоторого периода Канецука-сенсей всё больше на своих семинарах говорит и показывает, как повязывать пояс, как расставлять обувь, как пить воду, как лежать, как сидеть, как ходить, как радоваться улыбкам детей. Демонстрирует простые базовые техники: сокумен ирими, тэнкан хо, тэнсин, хантен, окури аси… Великолепный мастер Сёбу Айки - Абе Сейсеки на своём семинаре сказал: " Чем выше мастерство, тем мягче мастер ". В свои 86 лет, он с лёгкостью переключался с написания кистью иероглифов на проведение техник Айкидо, открывая мудрость, на что следует направлять внимание и как позиционировать тело в пространстве и во времени.

Я свободен и ответственен за свою жизнь. Будет ли моя жизнь жалкой пародией или дружеским шаржем на чужую биографию, или моя жизнь будет насыщена радостью новых открытий и творческим озарением, зависит только от моего собственного выбора, моей устремлённости, моего терпения. В переводе с японского языка слово КЭЙКО - ТРЕНИРОВКА, означает: ОТРАЖАТЬ НАСТОЯЩЕЕ, ИЗУЧАЯ ПРОШЛОЕ. Найди достойного Учителя и следуй за ним с полной искренностью, открытостью, терпением и самоотдачей. И тогда… КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ТО, ВО ЧТО ОН ИСКРЕННЕ ВЕРИТ.





Назад к содержимому | Назад к главному меню