Перейти к контенту

Главное меню:

Хороший Уке

Практика > Продолжающим > Вопрос инструктору-содержание


Каким по-Вашему должен быть хороший уке?

Tudor Mocanu tmocanu@adelphia.net



На вопрос отвечает президент Федерации Айкидо Ставропольского края, Ханин Андрей Борисович.


Успех – это всего лишь способность
подняться после падения.


УКЕМИ – ЗАЩИТА ТЕЛА ОТ ТРАВМ.

В Айкидо существуют упражнения, которые можно делать самостоятельно, но мастерство в воинском искусстве нарабатывается от взаимодействия партнёров. Эффективность и безопасность практики в школе единоборств зависит от мастерства того, кто выполняет атакующие действия и принимает на себя защитное воздействие. Айкидо – воинское искусство, использующее для победы в бою арсенал наиболее эффективных технических и тактических действий: удары по болевым точкам и суставам, использование энергии атакующего против него самого. Методика обучения начального уровня Айкидо в целях безопасности для здоровья предлагает заранее заданное распределение функций: один человек атакует – это уке, другой человек защищается – тори (наге). В целях полноценного обучения, от уке необходима атака, адекватная уровню подготовки тори.
В Минске в 2000 году Минору Канецука принимал аттестацию на степени дан. Наталья Руднева обратилась ко мне с просьбой ассистировать ей на экзамене. Для меня это было с одной стороны почётно: Наталья сдавала экзамен на 3 дан, у меня был 1 дан. С другой стороны меня озадачило, что Наталья состоялась как мастер в неизвестной мне школе АЙКИБУДО, и я искренне желал помочь ей при сдаче экзамена по требованиям АЙКИКАЙ – “подыграть”? Но Канецука-сенсей строго относится к эффективности атак со стороны уке – “получить замечание от сенсея”? Проблема разрешилась легко. С первой атакой каждый из нас остался самим собой и делал то, чему был обучен. Если бы я стал подыгрывать, то получил бы скорее травму, чем замечание. В тот день в АЙКИКАЙ вошло два достойных мастера 3 дана: НАТАЛЬЯ РУДНЕВА и РАФИК АЛЬМЯШЕВ. На тренировке уке создаёт условия для выполнения заданной техники в правильном соответствии с движениями тори, на экзамене уке обеспечивает себе безопасную страховку.

УКЕМИ – УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.

Необходимо быть гибким и готовым обезопасить себя в процессе практики. Начинающие айкидоки часто сталкиваются между собой в процессе отработки технических элементов – они не достаточно оценивают окружающую обстановку. После каждого столкновения с другим человеком в додзё, если Вы явились причиной этого, необходимо повернуться к нему лицом и с поклоном извиниться. Если же ударили Вас, поблагодарите его за науку: Вы открылись, нарушив контроль пространства. Мои воспитанники возмущаются грубостью и невнимательностью окружающих людей на крупных семинарах по Айкидо. Обучение укеми – это сохранение спокойствия, доброжелательности и миролюбия во всех проявлениях жизни. Это Вы делаете для себя и для людей вокруг вас.
Ростов на Дону, 2000 год. С одним из местных инструкторов у меня не получалась техника кататори никкё ура. Он схватил меня за плечо с жестокостью и огромной силой. На мой отвлекающий удар по глазам или в колено он ещё больше раздражался, с остервенением упираясь в моё плечо. Ударить его в полный контакт на семинаре я не мог, так мы и простояли без отработки какое то время. Я почувствовал с его стороны агрессию по отношению ко мне. По окончании занятия я подошёл к нему со словами:
-Извините меня, если я Вас, чем-либо обидел.
- Я всё равно знаю лучше тебя!
- Спасибо большое.
Позже выяснилось: его раздражал мой первый дан, при наличии у него 3 кю.
Я благодарен этому человеку: в тот день я учился у него как не надо поступать. В себе самом стал искать источник гордыни и агрессивности.

УКЕМИ – СМИРЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ГОРДЫНИ И ЭГОИЗМА.

Воин – человек готовый жертвовать собственной жизнью ради своей семьи, своей страны, своих убеждений. Для этого необходимо осознавать целесообразность своей жизни и практики. Каждое занятие становится испытанием нашего смирения и послушания.
Семинар Сэки Седзи в Москве, 1995 год. После объяснений сенсея по технике сувариваза я, имея 3 кю, приглашаю Хироши Онно 5 дан, делая ему традиционный поклон. Велико же было моё изумление когда, поднявшись после своего поклона, вижу мастера, склонённого в смиренном поклоне ко мне. По окончании отработки техники, совершив поклон до земли в сувариваза, я несколько задержался внизу с тем, чтобы подняться позже мастера. Мастер дождался моего подъёма из поклона и лишь затем поднялся сам. Важный урок, переданный мне мастером Хироши Онно от сердца к сердцу: мастерство начинается с уважения.
В 1999 году на семинаре в Москве практикую с девушкой технику кататетори сихонаге. Обращаясь ко мне со словами: “ Вы не правильно делаете сихонаге”, она показывает промежуточное положение техники непосредственно перед падением, в котором предплечье уке параллельно татами. Со словами: “ Спасибо ” продолжаю заниматься. На следующий день успешно сдаю экзамен на 1 дан. После сдачи экзамена у меня с ней произошёл диалог:
- Андрей, я поздравляю тебя с чёрным поясом. Извини меня, что вчера учила тебя сихонаге.
- Марина, спасибо, а какая у Вас аттестация?
- У меня 6 кю.
- Спасибо Вам, у меня 1 дан благодаря тому, что меня все учат, и я учусь.

УКЕМИ - ПРАКТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ.

В паре с более опытным мастером мы отрабатываем выносливость и выдержку. Хорошая физическая кондиция, эмоциональная чувствительность и ментальная гибкость позволяют нам практиковать эффективную самозащиту максимально приближенно к боевой ситуации.
Подготавливая показательную программу по Айкидо в 1995 году, ко мне обратился Николай Егоров с предложением выступить в качестве уке в команде Федерации Айкидо России на Фестивале Японской Культуры. Я с радостью согласился на столь почётную миссию. Представьте моё изумление: укеми надо исполнять для мастера с чёрным поясом…Андрея Чуева! С тех пор весовые категории для меня просто не существуют. Чтобы хоть как-то помочь мне в искусстве самостраховки, Андрей предложил пошаговую программу моих атак и его защит. Просматривая нашу отработку со стороны, Егоров мимо ходом сказал: “ Тебе придётся выжить или ты разобьёшься ”. На Фестивале мне посчастливилось ассистировать сначала одной женщине, которой необходимо было выступить, но её уке не пришёл. Андрей Чуев непосредственно перед демонстрацией говорит мне: “ От волнения мы можем перепутать последовательность программы. Атакуй произвольно, как хочешь, а я буду делать спонтанные техники”. В один миг на технике кошинаге Андрей выстрелил меня вверх ногами, а оттуда я полетел вниз головой: у самой земли он подкрутил меня, чтобы я не разбился. В тот день я работал на пределе своих возможностей.

УКЕМИ – СПОКОЙСТВИЕ И БОЕСПОСОБНОСТЬ ПЕРЕД ОПАСНОСТЬЮ.

Для оттачивания совершенного владения своим телом и своим сознанием методика Айкидо предлагает особый способ практики каесиваза – перехват инициативы в бою, когда восприимчивость и податливость уке позволяет применить контртехнику на партнёре. Часто приходится видеть недостаточное понимание способов защиты своего тела в момент исполнения укеми. Достаточно посмотреть, как исполняет уке атаку или защиту в иккё и можно с уверенностью прогнозировать возможность перехода инициативы в каесиваза. Посмотрите, как выполняется уширо кайтен укеми и сразу станет понятно, работают ли в данной школе с оружием.
Великобритания, международный летний лагерь Британской Федерации Айкидо 2001 год. Сдача экзамена на 2 дан. Меня атакуют 3 англичанина: с танто, боккеном и джо. Вхожу в атаку шоменучи боккеном, применяя технику котегаеси, перевожу партнёра на удержание в стойке, отбирая боккен. Двигаюсь скольжением вперёд в сторону от двойной атаки танто, джо и вдруг чувствую жёсткий захват моей голени лежащим, безоружным партнёром, который до этого был повержен и обезоружен! Сохраняя равновесие и самообладание, сталкиваю атакующих между собой между собой и опрокидываю их на поверженного уке. Лишь после того, как на него обрушились тела двух других уке, он отпустил мою ногу. После экзамена, ещё до объявления результатов, я подошёл к моим уке со словами: ”Thank you for everything you’ve done for me!” В тот день я остро почувствовал, как мне не хватает знаний английского языка.

УКЕМИ – СОПЕРЕЖИВАНИЕ И СОЧУВСТВИЕ.

Мы тренируемся с оружием и должны осознавать меру ответственности за жизнь и здоровье нашего партнёра. Начинающие студенты недооценивают опасность тренировочного оружия, сделанного из дерева. Всегда приходится напоминать: удар железным клинком режет кость, удар деревянным оружием дробит кость – травма от ушиба тяжелее лечится. В зале недопустимо какое либо проявление грубости по отношению к партнёрам: гематома на лице женщины или травма рук музыканта могут надолго вывести их из обычной жизни. Мы развиваем в себе сочувствие и сопереживание к окружающим нас людям. Только достойным людям можно передавать тонкости техники и тактики боя.
В Англии на семинаре меня поразила техника ириминаге одного мастера: с одной стороны бережность и аккуратность, с другой стороны настойчивость и полный контроль. Я стремился к нему с вопросами после тренировки о природе его столь феноменальной техники контроля в момент проведения приёма. Оказалось, что сам он мастер 4 дана, тренирует на севере Англии в додзё, в котором нет татами. Тренировки на жёстком полу сформировали у него столь необычную, но потрясающую в своей эффективности технику. Мне посчастливилось практиковать с этим мастером на протяжении нескольких дней, впитывая в себя его мастерство бережного контроля.

УКЕМИ – ИСКУССТВО ПРИНИМАТЬ И НАПРАВЛЯТЬ СИЛУ.

Реалии боя требуют от мастера боевого искусства сверхчувствительности, обострённой интуиции, особого психологического состояния, физической сверхвыносливости – всё это зависит от духовного развития личности. Физические упражнения, дыхательные практики, визуализации, словесные формулировки в школах боевых искусств рассматриваются, как средства религиозной практики для привлечения к себе невидимой энергии из невидимого мира духов. В бою на грани жизни и смерти невозможно победить одной лишь техникой. Восточные единоборства пропагандируют магические практики, направленные на изменение сознания адептов школ боевых искусств. Практически в каждой книге по единоборствам можно прочитать об “удивительной энергии”, “сверхъестественной силе”, стоит всерьез задуматься об источнике “этой” энергии и природе “этой” силы.
Ставрополь 2004 год, краевой учебно-аттестационный семинар Айкидо. Диалог со студентами команды города Пятигорска:
- Андрей Борисович, можно не снимать украшения во время тренировки?
- В целях личной безопасности на время тренировки украшения необходимо снимать. Существует риск получения травмы от собственных украшений, будь то серёжки, кольца, цепочки, часы, браслеты, пирсинг.
- Андрей Борисович, но вы не снимаете нательный крест.
- Украшения во время тренировки недопустимы.
- …?...?...?...так православный крест – это же не украшение!!!
- А это уже Ваш личный выбор: если крест для Вас – украшение, тогда снимите его, чтобы не покалечиться или не потерять дорогую безделушку. Если же крест для Вас больше чем украшение, тогда носите его!
БОГ В ПОМОЩЬ!







Назад к содержимому | Назад к главному меню