Перейти к контенту

Главное меню:

Поклон Сёмэну

Практика > Продолжающим > Вопрос инструктору-содержание


Придя впервый раз на Айкидо, я увидел церемонию, которая меня, мягко говоря, шокировала.
Я имею в виду поклон портрету Морихея Уэсиба...
Дело в том, что я христианин и для меня заповедью являются слова Иисуса: "Кланяйся только перед Богом своим!"
Своим поклоном Вы обожествляете человека, когда кланяетесь его портрету.

Для меня в Айкидо это является серьёзной проблемой.
Мой вопрос такой: "Обязательно ли кланяться перед портретом Морихея Уэсиба?"
Спасибо заранее.


*********(без подписи)




Отвечает инструктор клуба "Сэйсинкан Додзё" Арсений Голуб.



Часто бывает, что в нашей жизни мы выполняем различные действия, уже ставшие традиционными и привычными, которые были когда-то заимствованы из ритуалов и обрядов, сами, не осознавая этого, и тем более, не понимая ни подлинного их значения, ни происхождения. Например, снимать головной убор при входе в помещение. Каждый, считающий себя культурным человек, поступает так, не задумываясь, есть ли религиозная подоплека в этом действии или нет. Или рукопожатие. Между тем у этого простого приветствия очень глубокий смысл.

Предлагая открытую ладонь, с одной стороны мы показываем нашу открытость, отсутствие оружия в руке. С другой стороны, предлагая контакт телом, мы передаем свою янскую энергию, свое тепло другому человеку. Кроме того, сжимая кисти, мы как бы создаем союз с другим человеком. В давние времена, рукопожатие, скрепляющее договор, было равносильно подписи нотариуса. Ныне же это ровным счетом ничего не значит, более того простое рукопожатие не гарантирует искренности и открытости.

В культуре многих народов вместо рукопожатия традиционно используются поклоны. Например, неэтичным считается прикасаться к чужому телу в Японии. Кроме того, в древней Японии большое развитие получили будзюцу, и протянутая для рукопожатия рука, с одной стороны могла выглядеть как агрессивный жест, с другой, могла быть использована для захвата и проведения техники (с оружием или без него). Учитывая это, становится понятным смысл использования поклонов вообще и поклонов в БИ в частности.

Традиционна для Японии также и культура сейдза - сидеть и передвигаться в помещении на коленях. Отсюда и вариант поклона из положения сейдза – дзарей. В практике БИ поклон имеет значение приветствия, благодарности и уважения. Никакой религиозной нагрузки он не несет. Поклон в направлении главной стены додзё, в направлении сёмэна или портрета основателя символизирует нашу благодарность не только основателю, но и многим другим людям, внесшим вклад в развитие Айкидо. Ни религиозного почетания ни обожествления этот поклон не несет, как и поклон в отношении Вашего товарища по татами.

Теперь о смысловом содержании самого поклона. Обратимся к Толковому Словарю
Русского Языка :

ПОКЛОН, -а, м.
1. Наклонение головы или верхней части туловища в знак приветствия, благодарности.
2. Приветствие наклонением головы. Небрежный п. (кивок).
3. Пожелание благополучия, привет.

Как видим, собственно поклон не имеет никакой религиозной нагрузки.
Однако в вопросе прозвучала фраза - «обожествление поклоном». Понятно, что сам по себе поклон никого и ничто обожествить не может. Для прояснения ситуации необходимо разобраться со смысловым значением понятий. Вновь обратимся к ТСРЯ :

ОБОЖЕСТВИТЬ, -влю, -вишь; -влённый (-ён, -ена); сов., кого-чтo.
Признать имеющим сверхъестественную, божественную силу.

Что же придает поклону религиозный смысл? В основном, наше внутреннее отношение.

Для меня, основатель в первую очередь человек, человек, обладавший сверхъестественным не более чем музыкант, обладающий слухом. А божественного в нем было не более, чем в каждом из нас. Возможно, Вам когда-нибудь посчастливится увидеть людей, лично знавших Морихея Уэсиба… Вы увидите, что их к отношение к основателю не носит ни мистический, ни религиозный характер, но глубоко уважительный, как к Великому Учителю.

Приведенная Вами цитата слов Иисуса в действительности звучит так :
«Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи» Матф.4.10, это ответ Иисуса сатане на предложение пав, поклониться ему. И хотя и сатана и говорит о поклоне ниц, совершенно очевидно, что речь идет именно о поклонении (ПОКЛОНЯТЬСЯ, -яюсь, -яешься; нвсов., кому-чему (высок.). Веровать как в божество, в святыню. П. идолам. ….. (ТСРЯ)) и именно о поклонении, а не о простом поклоне говорит Иисус. Разница очевидна, очевидна также и подмена понятий в вопросе – кланяться и поклоняться.

На Ваш вопрос отвечу так: у меня в додзё, поклон сёмэну - обязательная часть этикета. С этого начинается и этим заканчивается Айкидо.

На этом, пожалуй, можно закончить. В заключение, хочу пожелать всем не ограничивать себя ложными взглядами, невежеством и предрассудками, занимайтесь во благо себе и окружающим.









Назад к содержимому | Назад к главному меню