Перейти к контенту

Главное меню:

Основные принципы стратегии Айки

Практика > Продолжающим > Статьи и полезная информация - содержание


"Его мастерство было таково, что как только он касался противника, казалось что тот полностью терял контроль над своим балансом и силой, и бросок производился с невероятной лёгкостью. Даже тот кто видел это собственным глазами, не мог объяснить, как он это делал."

Сумитомо Арима*



Все техники Осикиучи/Дайто-рю, вне зависимости от уровня, используют общие базовые принципы которые нельзя не учитывать или считать само собой разумеющимися. Для того что бы верно выполнить технику, в соответствии с идеями Дайто-рю, необходимо следовать этим принципам.
Эти принципы применимы и одинаково важны в иппон дори, гьяку удедори, и курума даоси из иккадзё, равно как и в айки тсубуси гасанэ окуги или айки футараи дори хидзи гатамэ. Вот эти базовые принципы:

" Айки - Единение духа или энергии.
" Кокю - Правильное дыхание.
" Кузуси - Нарушение баланса противника.
" Ма-ай - Дистанция между противниками.
" Мэцукэ - Фокусировка или привлечение внимания.
" Зансин - Состояние готовности после выполнения техники.

Айки


Айки в Дайто-рю подразделяется на три уровня: Содэн, Чудэн, и Окудэн/Хиоги. Айки уровня содэн это нахождение слабых мест в защите противника с тем что бы применить к ним технику, нарушив баланс противника (кузуси) и войдя в нужный момент, выполнив обманный манёвр с тем что бы ослабить его защиту. Следовательно Айки на уровне содэн можно назвать почти автоматическим движением, требующим бесконечной отработки.

Айки на уровне чудэн является больше "шестым чувством" чем техническим действием, хотя техники и связаны с этим "чувством", приводя к тому что учителя называют "тайной силой". Иероглиф используемый для записи записи этого слова - химитсу (секрет), на что обращают внимания многие учителя, для Айки уровня чудэн достижим лишь после большого количества самоотверженных тренировок, и как любой секрет, открывается лишь тому кто его достоин. Он является следствием технического мастерства и духовного развития, что выливается в профессионализм и внутреннюю силу.

Айки же уровня окудэн это не только чистота духа и техническое совершенство, но также знаменует собой возвращение к началу пути, к основам, к базе. На уровне окудэн, техническое мастерство превосходно, но на первое место выходит интуиция и мэцукэ выполняет её роль, что означает по возможности предотвратить атаку используя для этого доброту и сострадание. И таким образом круг завершается.

Кокю (коккю)


Этот термин означает "метод дыхания" или "сила дыхания". Объясняя кокю, учителя часто обращают внимание на иероглифы из которых он составлен, которые означают "выдыхать" и "вдыхать". Система дыхания а и ун является тем же что и стражники Нио** в древних храмах, особенно выразительны две статуи в Каминари Мон (Врата Сэнсо-Дзи). Дыхание а ун состоит из трёх ступеней: а, ун и син.

" А (первый уровень): Выдох производится через рот, будто произнося букву "а". Опустив диафрагму, дыша "животом" (на самом деле нижней частью лёгких). Если случайно вздохнуть лишь верхней частью лёгких, плечи поднимутся, а слишком глубокий вдох приведёт к тому что они напрягутся и движения будут скованы.

" Ун (второй уровень): Дыхание задерживается, как бы произнося ун, и энергия собирается в тандэне. Этот уровень называется Сисэй Мосоку ("полная остановки дыхания").

" Син (третий уровень): Когда тандэн напряжётся, нужно выдохнуть произнося "син". Когда человек удивлён или испуган, он делает вдох. И выдыхает когда относительно спокоен. Задержав дыхание (ун) человек может высвободить энергию сконцентрировавшись на тандэне, создавая краткий период готовности.
Атака будет более эффективной, когда противник соберётся выдохнуть. Захваченный врасплох, он попытается произвести вдох, и невозможность этого приведёт его в замешательство, "выбьет из колеи" и сделает уязвимым.

На тренировках старайтесь делать быстрый вдох, а выдох делать медленным и долгим.
В тренировках, вдох это Инь а выдох Янь. И хотя в разных боевых искусствах принципы кокю отличны, не нужно забывать что кокю хо является также частью Садо (Путь Чая), Содо (Путь Каллиграфии), Кюдо (Путь Лука), etc. Правильное дыхание благоприятно влияет как на умственное и душевное состояние так и на здоровье в целом.

Кузуси


Кузуси означает нарушение баланса противника (часто связывается с идеями ракка, санкакукэ, etc.), создающее уязвимость, куда и следует применить технику в полную силу. В кузуси критическим является время, момент. Его нельзя высчитать, но можно почувствовать. Независимо от того, насколько своевременно и эффективно был выполнен вход, техника не пройдёт если противник был недостаточно выведен из равновесия.

Ма-ай


Ма-ай это дистанция между противниками. В техниках Дайто-рю её определяют так же как в фехтовании. Хотя она не постоянна и варьируется в зависимости от индивидуальных биологических и иных особенностей, существует некий общий знаменатель, и исходно ма-ай можно определить представив в руках меч. Техники создавались для ситуаций когда атакующий вооружён мечом. Его уверенность в своих силах выше, поскольку дистанцию выбранную невооружённым учеником Дайто-рю он считает удобной и чувствует своё преимущество. Но так как в Дайто-рю используются те же принципы ма-ай, этого преимущества не существует.

Следовательно, в техниках Дайто-рю ма-ай часто используется в тактических целях, для введения вооружённого противника в заблуждение. Тоесть ма-ай и тайминг являются жизненно важными.

Мэ цукэ


Перевести этот термин можно множеством способов. Один из них - это фокусировки взгляда и сознания с тем что бы не быть застигнутым противником врасплох. Можно объяснить это и как некое ощущение которое в конечном счёте должно перерасти в шестое чувство, помогающее нам почувствовать атаку или агрессию как приближающуюся опасность, до того как что-то произошло.

Также мэцукэ означает способность проникнуть человеку в душу, что позволит одним выражением глаз сдержать агрессию, или затмить её добрым отношением или состраданием. Такая интуиция была например у Таномо Сайго, Сокаку Такэды и Морихэя Уэсибы, умевших одними глазами внушить человеку симпатию или ужас.

Зан-син (дзансин)


Иероглифы слова зансин буквально переводятся как сохранение физической или психологической концентрации. После выполнения техники, в нас должно сохраняться состояние ожидания и готовности. Со стороны это может выглядеть как краткий миг, момент спокойствия, но для занимающегося это состояние спокойной готовности. Это не созерцание и не наслаждения совершенством или эффективностью выполненной техники. Зансин это рабочее состояние, основанное на необходимости защитить себя. Период бездействия после успешного завершения техники может выдать слабые места в защите (суки) необходимые противнику для атаки. Зансин выполняет роль сенсорной защиты.

* Мистер Аримо, говоря о техниках осикиучи в исполнении Сиро Сайго по прибытии в додзё Дзигоро Кано. В 1904 году Сумитомо Арима написал Арима Дзюдо Кайохон, ставшую по всей видимости первой книгой о Кодокан Дзюдо.
** Один стражник Нио произносит кототама А - крик, отгоняющий всех врагов. Второй Нио держит рот закрытым в кототама УН - признак решимости сражаться с внутренними врагами. А-УН - это то же, что и Альфа-Омега, всеохватывающая истина Вселенной. (из книги "Секреты Айкидо" -прим.пер.)

перевод - ShadowBG,
mai.bugeisha.ru






Назад к содержимому | Назад к главному меню