Перейти к контенту

Главное меню:

Стэнли Пранин - СУНАО

Практика > Содержание практика


СУНАО - БЫТЬ ЧЕСТНЫМ НА ТРЕНИРОВКЕ


Наконец, Сэнсэй закричал: "Стоп! Прекратите такую идиотскую тренировку!"


Когда я учился в Ивама под руководством Морихиро Сайто сэнсэя много лет назад, почти каждый раз он говорил что-нибудь вроде “Сунао-ни кэйко ситэ кудасай” ("Пожалуйста, занимайтесь честно"), призывая студентов заниматься искренне и в духе сотрудничества. К примеру, такое могло быть, когда он видел студента, сопротивлявшегося попытке другого студента выполнить технику, используя своё знание того, какая техника будет выполняться.

Предположим, мы занимаемся тай-но хэнко. Я знаю, что нагэ будет поворачиваться наружу, располагая свои руки перед центром. Вместо того, чтобы просто крепко держать его за руку, я давлю её вверх, лишая его возможности повернуться и выполнить технику. То, что я делаю - это просто пользуюсь условным характером практики, чтобы помешать нагэ попытаться выполнить технику. Я не являюсь “сунао”, или честным в моей тренировке. Подобные действия с моей стороны являются полным саморазрушением и демонстрируют неуважение к учителю. Если я буду давить руку нагэ вверх в тай-но хэнко, он может просто продолжить восходящее движение и направить свою руку к моему лицу, чтобы бросить меня вниз.

Далее - реальная история, которая произошла в Ивама додзё много лет назад. Я практиковал с сильным партнером. Каждый раз он использовал своё знание практикуемой техники, чтобы заблокировать моё движение. Это, конечно, подавляло меня. Надо сказать, я поступил также, заблокировав его технику в той же манере, но только один раз, чтобы доказать свою точку зрения. Он продолжал каждый раз останавливать меня, и тогда я просто смирился с этим, прозанимался до конца тренировки, и пообещал себе больше никогда не тренироваться с ним.

Я знал, что Сайто сэнсэй наблюдал, как мы продолжаем в этой манере, и краем клаза я видел, как он расстраивается. Наконец, Сэнсэй закричал: “Дамэ! Со ю кударанай кэйко ямэро!” ("Стоп! Прекратите такую идиотскую тренировку!"). Мы все сели, и Сэнсэй взорвался на моего партнера. Он объяснил, что каждый может заблокировать чужую технику, если он заранее будет знать, какая техника будет выполнена. Такая тренировка полностью противоречит цели практики, и нельзя прогрессировать, тренируясь таким образом. Затем Сэнсэй запретил моему партнёру заниматься в додзё. Этот человек был совершенно унижен, и немедленно покинул додзё, повесив голову.

Сэнсэй, в конечном итоге, вернул этого человека примерно через месяц. С этого момента он занимался в уважительной манере и стал образцовым студентом. Я тренировался с ним несколько раз после того, и это был приятный опыт. Позже он основал своё собственное додзё и сейчас он по-прежнему активен.

Позвольте мне привести ещё один пример из истории айкидо. Этот весёлый рассказ показывает ещё один экземпляр не-“сунао”.


...
Это произошло с известным профессором Кэндзо Футаки, преданным учеником Морихэя Уэсибы в период Кобукан Додзё в 1930-х годах. Футаки сэнсэй был известен как “доктор Коричневый Рис” из-за своей строгой макробиотической диеты.

Однажды профессор Футаки сказал Сенсею: “Сэнсэй, я буду атаковать вас с боккэном. Вы сможете уйтиь от моей атаки?” Сэнсэй ответил с улыбкой: "Когда угодно”. Когда профессор атаковал Сэнсэя спереди во время демонстраций, Сэнсэй всегда уходил влево. Это же он ожидал и на этот раз, и решил атаковать в направлении, куда Сэнсэй всегда уходил. Как результат, атака профессора Футаки снова не достигла Сэнсэя, потому что Сэнсэй не двигался. Профессор, конечно, признал своё поражение.

Когда профессор Футаки спросил Сэнсэя, как он смог определить направление его атаки, тот ответил: “Ваш ум заранее был направлен вправо. Тело, не наполненное духом, сделало эту атаку такой медленной!”
...

Из "Жизнь в айкидо", гл. 8, Годзо Сиода


В этом случае тоже озадаченный профессор считал, что может перехитрить Уэсиба сэнсэя, потому что думал, что тот будет двигаться предсказуемым образом. Однако, Основателем который был очень проницательным, сразу же почувствовал хитрость. Доктор Футаки не был “сунао”, когда атаковал со своим боккэном.

Я закончу другим примером того, как отсутствие честного духа в обучение привело к окончанию двух перспективных карьер в айкидо. Во время моей первой поездки в Японию там были два иностранца, которые часто тренировались и тусовались вместе. Они оба имели тогда 2-й дан. Их часто можно было увидеть практикующихся вместе после тренировки.

Спустя много лет мне довелось спросить у нашего общего друга, что случилось с этими двумя мужчинами, так как я не видел и не слышал о них длительное время. Он сказал, что оба бросили айкидо из-за своего недовольства тем, что они не могли выполнять техники друг на друге. Они не практиковали айкидо честно. На мой взгляд, они совершенно неправильно понимали важность честной практики, как правильного пути развития хороших навыков в айкидо.

Я думаю, для учителей важно улавливать эти частые моменты непонимания и регулярно объяснять студентам, почему их будущий прогресс зависит от принятия в процессе тренировок открытого, честного состояния разума, которое японцы называют “сунао-но кокоро”.


Источник: "Aikido Jornal", Стэнли Пранин
Перевод: Калашников Георгий






Назад к содержимому | Назад к главному меню