Перейти к контенту

Главное меню:

Tori-Fune undo

Практика > Продолжающим > Вопрос инструктору-содержание


Часто приходится видеть разную трактовку Tori-fune undo, разную манеру выполнения. Сегодня чуть ли не в каждой школе Tori-fune undo выполняется по-своему. На чём основана Ваша интерпретация этого упражнения?

Олег Горковлюк olgorkov@yandex.ru


Отвечает инструктор клуба "Сэйсинкан Додзё" Арсений Голуб.


Прежде всего хочу сказать, что не могу сравнивать и, тем более, давать оценку разных вариантов выполнения этого упражнения в других школах. Также не буду пересказывать происхождение Tori-fune и Furi-tama. Предлагаю любознательному айкидоке самому найти эту информацию и интернете, благо она там есть, а еще лучше узнать это от своего инструктора.

Вариант Fune-kogi undo*, практикуемый в "Сэйсинкан Додзё" предложен сенсеем Канетсука. Надо заметить, что сенсей Канетсука придает этому упражнению большое значение. Оно является не просто Junbi tai-so или Kokkyu undo, его понимание гораздо шире. Сенсей основывает на движениях Fune-kogi undo работу с партнером (waza). Как-то на одном из занятий он сказал:"Самое главное - это правильно раставленные дзори и выполнение Fune-kogi undo. Входя на татами, мы оставляем дзори снаружи. При этом располагаем их аккуратно определенным образом. Это не просто порядок, это - отношение к практике. В этом случае порядок с дзори - это порядок в голове. Ну а Fune-kogi undo - основа всего. Делайте так, и все будет в порядке".

Наблюдая в течение более 10 лет за тем, как сенсей Канетсука выполняет Fune-kogi undo, я видел, как меняется это упражнение. Даже изменения за последние 4 года разительны. Раньше манера выполнения была более жесткой и прямолинейной. Я помню, когда в виде подготовительного упражнения мы выполняли Fune-kogi с партненром при ryote dori, выталкивая его от себя и притягивая его обратно к животу. Теперь упражнение сохранив былую стабильность в движении, явно стало тяготеть к Tikiyu-mawasu undo.

Итак, за это время изменились: постановка ног (стоп и бедер), разворот и раскрытие кистей в начальный момент движения, и сама траектория движения рук. Кроме того, появилось несколоко "двойников" этого упражнения, которые сенсей, как правило никак не называет. На мой взгляд упомянутые изменения являются следствием постоянной работы сенсея Канетсука над этим упражнением и поиском оптимального баланса в этом движении.

Пожалуйста, понимайте правильно, речь не идет о каком-то специальном изменении техник или принципов Айкидо. Начав практиковать какую-либо форму, через десять лет Вы получите иное видение этой формы, через двадцать лет - другое и т.д. Нельзя также передать и получить знание в неизменности.

Сейчас упражнение выполняется из левосторонней стойки (ei-ho), после чего выполняется Furi-tama no gyo Tan no kokkyu. Далее из правосторонней стойки (ei-sa), после чего также выполняется Furi-tama no gyo, но уже в варианте Ti-no kokkyu. Надо сказать, сенсей указывал на сязь с техникой не только движений Furi-tama (вращение сверху вниз и снизу вверх), но и переходов движения Fune-kogi к Furi-tama. Не претендуя на интернет-обучение я не стану говорить о дыхании. Поищите, об этом также сказано немало. Ограничусь указанием важных моментов при выполнении всех упражнений в целом.

Ноги: стопы расположены под углом как буква L, бедро задней ноги слегка завернуто внутрь стойки, бедро передней ноги движется по направлению передней стопы. Таз: крестец слегка поджат под себя, при этом немного распрямляется поясничный прогиб. Важно также, чтобы в противовес этому не сутулилась верхняя часть спины. Мы как бы сидим в стойке. Некоторое отличие от позиции ханми - корпус развернут более фронтально. Живот расслаблен. Должно быть ощущение тяжести внизу.

Голова и шея сохраняют естественное положение - не заваливаются вперед или в сторону (проделайте упражнение, стоя лицом к зеркалу и, почти наверняка, это заметите). Плечи опущены и расслаблены, но не аморфны! Поднимание плеч во время движения рук очень частая ошибка, дажу у юданся.

И, наконец, руки. В положении kokutsu кулаки развернуты тыльной стороной вверх и прижаты на уровне пояса. Локти отведены назад, слегка поджаты к телу. Вообще руки движутся веред и назад как бы впритирку к телу. При движении из zenkutsu корпус не должен заваливаться вперед, ровно как и в kokutsu заваливаться назад.

Движение не должно быть "скачущим", но плавным и мощным. На первых порах очень важно устойчиво и эффективно переносить вес с ноги на ногу. В заключение добавлю, что обсолютно все движения выполняются легко, т.е. без зажатости и перенапряжения.

*другой вариант полного названия - Amano Tori-fune




Назад к содержимому | Назад к главному меню