Перейти к контенту

Главное меню:

Удары в Айкидо

Практика > Продолжающим > Статьи и полезная информация - содержание


Использование ударов при выполнении формальных техник айкидо или в его боевом применении описано очень скудно. Недостаток информации служит источником весьма противоречивых мнений.

Саотомэ-сенсэй весьма четко утверждал, что О-Сенсэй учил:
атэми в айкидо являются основой всей практики. И все же другие преподаватели, как мне известно, говорят, что в айкидо нет никаких ударов. Множество учеников полагает, что айкидо теряет свой мирный дух, когда используется атэми. И все же те, кто старается сохранить военную целостность искусства, знают из опыта, что любой опытный противник нанесет поражение любителю айкидо, если последний не будет применять атэми. Даже те, кто чувствует, что использование атэми органично вписывается в техники айкидо, не рассматривали систематически различные пути использования атэми.

Использование ударов в айкидо проявляется тремя главными способами.

Удар сам по себе.
Удар как средство облегчить выполнение других техник.
Удары без ударов.

Ниже мы опишем каждый из них подробнее.

Использование атэми как самостоятельной техники, другими словами, чтобы закончить схватку без любых других дополнительных действий, является средством травмирования или нокаутирования противника. Это могут быть удары, которые нацелены на жизненно важные органы и предназначены для убийства. Это могут быть удары, которые нацелены на конечности противника и прерывают его атаку, делая невозможным ее повторение или продолжение. Они могут наносить травмы или быть достаточно сильными и точными, чтобы лишить противника сознания. Использование только атэми, чтобы закончить бой, не изучается в айкидо послевоенных стилей, и большинство практикующих приобретают знание этого аспекта боевого искусства, изучая другие стили, ориентированнные на удары. Использование только ударов стоит на последнем месте в айкидо из-за акцента на отказе от насилия. В идеале, айкидо заканчивает схватку, не причиняя серьезного ущерба нападавшему. Так что эта часть техники, к счастью (или, может быть, к сожалению) не изучается в большинстве школ айкидо.

Гораздо чаще удары используются как вспомогательное средство во время выполнения других техник. Это можно сделать двумя различными путями. В первом случае атэми применяются, чтобы вызвать интенсивную боль и, следовательно, создать изменение в энергии нападавшего (атэми может выполняться с нанесением травм и без них в зависимости от типа удара и его цели). Как только противник перемещает свое внимание и ки к участку возникшей боли, его сопротивление вашей технике резко уменьшается. Большинство практикующих айкидо считают такое использование атэми вполне приемлемым. Недостаток в том, что методы, которые полагаются исключительно на боль, весьма ненадежны. Серьезно настроенный противник не придаст значения этой боли. Так что выбор в качестве цели удара безопасной для здоровья противника точки увеличивает риск в ситуации самообороны.

Другой путь использование ударов не для травмирования или причинения боли (хотя такое может произойти случайно), а для изменения пространственного положения стойкого противника. Часто, когда противник остановил вашу технику, и вы уже достаточно близки к успеху, переход к другой технике не требуется. Простой удар (например, коленом по задней верхней части бедра, когда нападавший сопротивляется кокю-нагэ), может изменить стойку противника в достаточной мере, чтобы освободить блокированную энергию вашего движения. При таком воздействии боль или травмы не обязательны. Удар просто меняет положение противника.

Заключительный аспект использования атэми в айкидо я называю удары без ударов . Это использование удара без намерения (со стороны человека, выполняющего атэми) действительно ударить. Этот тип атэми одобрен весьма широко и очень многими. Но мало кто понимает, что для эффективного использования таких атэми необходимо освоить технику настоящих ударов (см. выше). Удары без ударов - это энергетическое использование атэми. Ваш противник должен действительно полагать, что вы намерены нанести истинный удар. Только тогда он почувствует потребность обратить на него внимание.

Вообразите, что вы стоите позади совершенно прозрачного листа плексигласа, и кто-то бросает вам мяч в голову. Если бросок сделан мощно и быстро, вы невольно попытаетесь уклониться, даже если знаете, что между вами и мячом плексиглас. Если бы бросок был сделан вяло и медленно, вы, вероятно, не среагировали бы вообще. Атэми без удара должен иметь всю энергию и потенциал реального удара, иначе он не произведет желаемого эффекта. Слабый атэми, который выполняют многие практикующие айкидо, просто не привлечет внимания активного и обученного противника. Удары без ударов могут использоваться как методика отвлечения внимания. Чтобы выполнять отвлечение и сопутствующее ему изменение энергии сопротивления, необходимо всего лишь, чтобы нападавший переместил свое внимание. Это может произойти из-за удара и связанной с ним боли, достаточной, чтобы отразиться в сознании. Вы также можете спровоцировать противника на выполнение защиты от вашего удара.

Любой, кто имел случай применить методы айкидо против действительно сопротивляющегося противника (например, служащие полиции), знает, как трудно выполнить технику против того, кто намерен вам помешать. Мы обучаемся поддерживать связь с партнером, но реальный нападавший будет пытаться порвать эту связь, если почувствует, что его движение происходит не так, как он хочет. Необходимо заставить противника открыться для установления связи, выполняя атэми, который вынуждает нападавшего блокировать ваш удар. Методы айкидо могут выполняться не только против атакующего противника, но и тогда, когда он активно защищается от вашего удара. Возможно, атэми достигнет цели, но часто этого не требуется. Намного проще получить связь с некоторой частью тела атакующего, когда он совершает защитное движение, чем тогда, когда он нападает сам.

Наконец, аспект ударной техники, который чаще всего неправильно понимается вне круга практикующих айкидо, - это так называемый бросок без касания . Каждое взаимодействие в айкидо содержит много различных возможностей. Большую часть времени в айкидо практикуются удары скрытые, а не явные. Можно просмотреть целую тренировку и не увидеть ни одного откровенного удара. Это происходит потому, что оба хорошо обученных партнера знают, где могут получить удар (или нанести его), и уке делает все, чтобы скрытые удары не стали явными. Но в броске без касания мы видим удар без удара в его наиболее совершенном облике. Он выполняется с точно выверенной скоростью. Удар должен быть достаточно быстрым, чтобы нападающий не успел избежать или блокировать его, но достаточно медленно, чтобы нападавший успел среагировать и упасть, чтобы не получить удар. Акцент на этом типе взаимодействия уникален для айкидо. Это настоящая боевая техника в закодированной форме. Уке, обученный в использовании ударов как бросков, действительно упадет, когда заметит такой удар. Это может произвести на зрителя впечатление, что уке бросает сам себя.

В этом месте он или решает, что он видит искусный трюк, рожденный сотрудничеством обоих партнеров, или если он склонен к мистике, видит людей, бросаемых исключительно с помощью энергии, без физического контакта или силы. Фактически, каждая из этих точек зрения по-своему истинна, но по другим причинам. Дело в том, что здесь мы смотрим на форму айкидо, которая обычно не существует вне тренировки. Если бы кто-то пробовал бросить нетренированного партнера без прикосновения , его бросок появился бы как удар на поражение. Партнер не понял бы, что существует соглашение, и что существует только один способ избежать удара падение. Имеются, вероятно, другие, более утонченные способы, которыми айкидо использует атэми, но главные пути описаны в этом тексте. Если расширите определение атэми от чистого удара и включите в него любое действие нагэ, которое он выполняет, чтобы захватить внимание партнера на доли секунды, то открывается целая новая область для обсуждения.

Один из моих друзей, занимающихся айкидо, советовал целовать партнера в щеку как раз перед броском ирими-нагэ. Это иллюстрирует различные подходы к практике айкидо, которые предоставляют ученикам свободу выбрать некоторые подходы и соединить их в личную систему. Но как только кто-то заинтересуется применением методов айкидо вне регулируемых внешних условий тренировки, он должен будет уделить внимание каждому из этих приложений.

George S. Ledyard







Назад к содержимому | Назад к главному меню