Перейти к контенту

Главное меню:

Введение в Айкидо

Практика > Начинающим

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДО.


На протяжении многих веков средневековой истории Японии страна находилась в бесконечных военных конфликтах. В отсутствие сильного центрального правительства, в течение 700 лет феодалы воевали друг с другом до начала 17-го века, когда семья Токугава стала доминирующей силой по всей Японии и возвестила эру мира по нынешнее время. В течение многих веков гражданского конфликта класс профессиональных воинов, известных как бу-си или самураи, усовершенствовал различных области боевых искусств (бу-дзютсу): бой с разным оружием (мечом, луком и копьем и т.д.), а также искусство верховой езды и бой без оружия.

За последующие годы после установления сильного центрального правительства, известного как бакуфу, в 1600 г., когда строго феодальный классовый строй сохранялся класс самураев преобразовался из боевой касты в городских служащих и администраторов. Боевые атрибуты буси постепенно исчезали как результат стремлений бакуфу в стабилизации японского общества. Без войны самураи кажется потеряли смысл своего существования, и более разумная форма жизненного строя заняла место наперекор предыдущим векам. Теперь термин будзютсу, искусство воина, был замещен будо, путь воина.

Дисциплины классического будо, хотя и основаны на боевых техниках, больше не служили в боевых целях, наоборот, теперь следовало понимать под <боевым> борьбу с самим собой. Классическое будо преследовало более высокие идеалы, нежели будзютсу. Его формы также не разрабатывались для общественного развлечения или спорта, это были строгие дисциплины, которые включали и тренировали мозг напрямую посредством процесса всепоглощающей и постепенной тренировки.

Do в японском языке обозначает <путь> или <дорога>, а в контексте будо можно сказать, что это значение пути к самосовершенствованию. Боевые дисциплины призваны покорять себя, а не врага - средство, посредством которого человек набирается мастерства при помощи овладевания физическими умениями. Следовательно, слово додзе обозначает место, где изучают <путь>. Додзе классического будо пропитывается атмосферой серьезности и достоинства. Большое значение придается правильному отношению, этикету и поведению во время тренировки.



ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО?


Айкидо - это японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой (которого часто называют «О-Сэнсэй» или «Великий Учитель»). На чисто физическом уровне - это искусство, включающее в себя броски и болевые контроли, взятые из дзю-дзюцу, а также техники с оружием, взятые из кэндзюцу и содзюцу. Техники Айкидо состоят не в том, чтобы бить противников руками или ногами, а скорее в том, чтобы, используя их собственную энергию, брать их под контроль и отбрасывать от себя. Айкидо - это не статическое искусство, оно делает большой акцент на движение и динамику.

При более близком изучении, люди, занимающиеся Айкидо, найдут в Айкидо то, что они ищут: будь то техника самообороны, духовное просветление, физическое здоровье или душевное спокойствие. О-Сэнсэй придавал особое значение моральным и духовным аспектам этого искусства, делая основной упор на развитие гармонии и мира. «Путь гармонии духа» - вот один из возможных вариантов перевода слова «Айкидо». И сегодня это по-прежнему актуально для Айкидо, несмотря на то, что разные стили акцентируют внимание на духовных аспектах в большей или меньшей степени. И хотя идея боевого искусства, стремящегося к миру и гармонии, может показаться парадоксальной, тем не менее, это остается самым основным принципом этого искусства.

Мы могли бы попытаться кратко классифицировать Айкидо, но это дело совершенно неблагодарное, поэтому мы оставляем людям, которые хотят практиковать или уже практикуют Айкидо, самостоятельно без каких-либо предвзятых мнений выяснять, что же такое Айкидо.

Айкидо изначально было создано одним человеком, О-Сэнсэем. Многие ученики, занимавшиеся у него, решили распространять свое знание Айкидо, открыв свои собственные додзё. Благодаря динамичной природе Айкидо, разные ученики О-Сэнсэя интерпретировали его Айкидо разными способами. Вследствие этого появились различные стили Айкидо. Каждый стиль имеет свои слабые и сильные стороны, но все они уходят корнями в основополагающие концепции, которые делают Айкидо уникальным искусством. Ни один из стилей не может считаться лучше или хуже какого-либо другого. Человек сам должен найти стиль, который подходит ему больше всего. Независимо от того, какой стиль вы выберите, инструктор будет обучать вас своей собственной интерпретации этого стиля, а вам предстоит развить свое личное Айкидо. Можно сказать, что различных стилей Айкидо столько, сколько людей, его практикующих.

По материалам веб-сайта The Aikido FAQ




АЙКИДО. ОБЩИЙ ОБЗОР.


Айкидо - это современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой (1883-1969). Его уникальность заключается в том, что оно делает основной упор на этические принципы, которые воплощаются в применении его техник. Хотя Морихэй Уэсиба активно практиковал Айкидо более двадцати лет до войны, считается, что искусство приобрело свою современную форму уже в послевоенные годы.

Технические корни Айкидо уходят, главным образом, в Дайто-рю айкидзюдзюцу. А это искусство дзюдзюцу в свою очередь произошло от различных боевых традиций, передававшихся из поколения в поколение воинами клана Айдзу. Программа школы Дайто-рю была модернизирована и распространена Сокаку Такэда, начавшим открыто преподавать это искусство в конце девятнадцатого века и имевшим, как утверждают, более тридцати тысяч учеников. Морихэй Уэсиба был одним из ведущих учеников Такэда и его успех помог возродить интерес к школе Дайто-рю.

На Уэсибу также большое влияние оказал Онисабуро Дэгути (1871-1948), глава религиозной секты Омото. Основатель Айкидо очень многое позаимствовал из учений Омото. Его видение динамической гармонии Вселенной очень близко принципам этой религии.

С начала 50-х годов Айкидо начинает приобретать все большую и большую популярность, как в Японии, так и за ее пределами. Уэсиба, которому к этому времени было уже больше семидесяти лет, уже не играл главной роли в распространении Айкидо. Заслуга стремительного распространения этого искусства принадлежит таким людям, как Коити Тохэй, Годзо Сиода, Минору Мотидзуки, Кэндзи Томики и Киссёмару Уэсиба.

Эти центральные фигуры также отвечают за развитие основных стилей Айкидо, практикуемых сегодня. Родословную практически каждой действующей сегодня школы Айкидо можно проследить, по крайней мере, от одного из этих учителей- первопроходцев. Давайте теперь по очереди рассмотрим основные направления в Айкидо, основанные на учениях вышеназванных инструкторов.

Айкикай Хомбу Додзё. «Хомбу Додзё» в том виде, в котором он известен десяткам тысяч айкидок во всем мире, является прямым продолжением довоенной школы Уэсибы, известной как Кобукан Додзё. Это самая большая из организаций Айкидо, насчитывающая тысячи дочерних школ и филиалов по всему миру. Основную школу возглавляет Третий Досю (дословно «возглавляющий путь»), Моритэру Уэсиба, внук основателя. Своими ранними успехами и международным распространением Айкикай обязан, главным образом, усилиям Коити Тохэя и других ранних сиханов. Тохэй Сэнсэй часто совершал поездки на Гавайи и в Соединенные Штаты, а также написал целую серию популярных книг, переведенных на все основные европейские языки.

После смерти основателя в 1969 году Акикай возглавил его сын, Киссёмару Уэсиба, и в 1974 году Тохэй Сэнсэй подал в отставку. Основной вклад Второй Досю сделал в области распространения искусства, а также модификации и упрощения его технического арсенала. В школе Айкикай техники и методы преподавания, использовавшиеся основателем, уступили место более новым педагогическим подходам. Айкикай снял акцент с боевого аспекта техник Айкидо, и вместо этого стал практиковать искусство как дисциплину самосовершенствования, цель которой состоит в развитии активных членов общества.

Айкикай пользуется поддержкой различных выдающихся бизнес групп и политических организаций. Эта связь с элитой японского общества уходит корнями в довоенные годы, когда среди учеников и друзей Морихэя Уэсибы было много влиятельных людей из политических, военных и деловых кругов.

Из Айкикая вышло множество выдающихся сиханов, которые действуют под его «крышей» и имеют большое количество последователей. Такие фигуры, как Сигэнобу Окумура, Хироси Тада и Сёдзи Нисио занимают самый верхний ряд. В этом коротком списке отсутствуют Риндзиро Сирата, Морихиро Сайто, Садатэру Арикава, Кисабуро Осава и Сэйго Ямагути, которые уже ушли в мир иной. Следующее поколение инструкторов включает такие имена, как Масатакэ Фудзита, Сэйсиро Эндо, Сэйдзюро Масуда, Масандо Сасаки, Норихико Итихаси и Нобуюки Ватанабэ.

В 1976 году Айкикай основал так называемую Международную Федерацию Айкидо. МФА создала пирамидальную иерархическую структуру и выработала ряд правил и инструкций. Однако ей не удалось утвердиться как самостоятельной организации, отдельной от Хомбу Додзё, и, в конце концов, она забуксовала. И хотя формально МФА продолжает существовать, она никогда не решала никаких реальных политических задач.

В последние годы, в организационном смысле Айкикай принял примиренческую позицию. В результате большое количество крупных независимых групп, которые по той или иной причине ранее отделились от Хомбу Додзё, были вновь приняты в его ряды после многих лет изоляции.

Второй по величине организацией Айкидо считается Ёсинкан. Эта школа Айкидо была основана Годзо Сиодой (1915-1994) в начале 50-х годов. Сиода Сэнсэй был одним из лучших учеников Уэсибы в довоенные годы, и для его стиля характерны эффективные, похожие на дзю-дзюцу техники и четко определенная методология преподавания. Сиода Сэнсэй написал множество книг по Ёсинкан Айкидо и совершил ряд поездок за пределы Японии.

Подобно Айкикаю Ёсинкан имеет хорошие связи в деловых и политических кругах, и это является положительным фактором для его развития. Реальный политический контроль над организацией находится в руках Совета Директоров. После смерти Сиоды Сэнсэя ведущим сиханом Ёсинкана является Киёюки Тэрада. Другие известные учителя Ёсинкан - Кёити Иноуэ, Такэфуми Такэно, Цутому Тиба и Хиромити Нагано.

В 1990 году Ёсинкан организовал Международную Федерацию Айкидо Ёсинкан. В отличие от Айкикая, Ёсинкан создал для своей организации свободную неиерархическую структуру и весьма успешно привлекает в свои ряды различные независимые додзё.

Синсин Тоицу Айкидо - это организация, созданная Коити Тохэем в 1974 году, во время его разрыва с Айкикаем. Часто называемая «Обществом Ки» эта группа, как следует из ее названия, придает особое значение концепции ки. Этот принцип ки определяет практику техник Айкидо, входящих в программу изучения Общества Ки. Группа Тохэя также включает в свою практику и целительные техники ки. Она имеет общенациональную сеть додзё и множество филиалов заграницей. Все они централизованно контролируются из головного Додзё, который находится в Синдзюку, недалеко от Айкикай Хомбу Додзё.

Тохэй является автором многочисленных книг по Айкидо и вопросам, имеющим отношение к ки. Как уже упоминалось выше, он играл решающую роль в распространении Айкидо в Японии и за рубежом, когда еще был частью Айкикая. Однако из-за скандала, сопровождавшего уход Тохэя из главной организации, его имя было вычеркнуто из анналов истории Айкикая, и в результате многие занимающиеся Айкидо сегодня никогда о нем не слышали.

Теперь обратим внимание на Томики Айкидо. Принципы и практика Айкидо этой группы основаны на учении Кэндзи Томики (1900-1979). Томики был одним из ранних учеников Уэсибы. До знакомства с Айкидо, он был дзюдоистом очень высокого класса. К тому же он был очень образованным человеком; он окончил одно из наиболее престижных высших учебных заведений Японии, Университет Васэда.

После войны Томики Сэнсэй стал профессором в своей альма-матер, и именно здесь он создал группу последователей, которая включила в свою практику соревнование. Однако подход Томики Сэнсэя был категорически отвергнут сообществом Айкидо, посчитавшим его теории абсолютно противоречащими этическим учениям основателя.

Между додзё Айкидо Томики по-прежнему регулярно проводятся национальные и международные соревнования, а количество членов группы постоянно растет. Ведущими фигурами в Айкидо Томики сегодня являются Тэцуро Нарияма и Фумиаки Сисида, а принятие решений осуществляется Советом Директоров Ассоциации Айкидо Японии.

Еще одна крупная школа этого боевого искусства называется Ёсэйкан Айкидо. Она была основана Минору Мотидзуки, еще одним ранним учеником Уэсибы и успешным борцом дзюдо. В 1930 году Дзигоро Кано отправил Мотидзуки учиться в Кобукан Додзё Уэсибы. Помимо Айкидо и дзюдо Мотидзуки также изучал Катори Синто-рю и каратэ. Новаторство Мотидзуки заключалось в создании комбинированного искусства, включавшего в себя элементы всех школ, которые он изучил. В результате Ёсэйкан Айкидо имеет широкий технический арсенал, на овладение которым уходит много лет.

Мотидзуки также был весьма склонен к теоретизированию и написал множество эссе касательно широкого спектра вопросов, имеющих отношение к боевым искусствам. Он также сыграл важную роль в международном распространении Айкидо. Мотидзуки был первым человеком, который стал преподавать Айкидо за пределами Японии. Начиная с 1951 года, он провел два года во Франции, где преподавал Айкидо и дзюдо. Ёсэйкан Айкидо имеет очень ограниченное распространение в Японии, но очень сильно развито в Европе, особенно во Франции. У него также есть небольшая, но преданная группа последователей в Северной Америке.

Хотя вышеприведенный список охватывает основные стили Айкидо, практикуемые сегодня, существует большое количество более мелких независимых групп, достойных упоминания. Тэндокан Айкидо, основанное бывшим инструктором Айкикая Кэндзи Симидзу имеет сильный додзё в Токио и большое количество последователей в Европе, особенно в Германии. Симидзу также является соавтором бестселлера «Дзэн и Айкидо».

Такаси Кусида, бывший инструктор Ёсинкана, активно действует в Северной Америке, управляя организацией, известной как Ёсёкай. Ныне покойным Род Кобаяси из Общества Ки основал Сэйдокан Айкидо, распространенное главным образом на Западе США. Бывший инструктор Айкикая и Общества Ки Сидзуо Имаидзуми, обосновавшийся в Нью-Йорке, сейчас возглавляет группу, известную как Син Будо Кай.

Также существует целый ряд независимых организаций в Англии, Франции, Германии и Скандинавии. Некоторые из этих европейских групп наотрез отказываются присоединяться к какой-либо японской организации из-за негативного предыдущего опыта.

Статья Стэнли Пранина, Aikido Journal №107


Более подробно о значении названия Айкидо можно прочитать здесь

Назад к содержимому | Назад к главному меню